Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 38
Копейского городского округа Челябинской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ООШ №38
_____________Л.А.Иванова
«____»________ 20__ г. № __
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей и подростков на базе общеобразовательного учреждения
«Радужное Творчество»
г.Копейск
2011г
Актуальность программы «Радужное творчество»
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так, же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, программа «Радужное творчество» ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
В трудах отечественных авторов была доказана особая роль искусства в развитии творческой индивидуальности человека (Ю.Г. Аксенов, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, С.Т. Газарян и др.). Как отмечал Л.С. Выготский, природа творчества едина, а потому творческие способности, будучи сформированы с помощью художественной деятельности, универсальны, так как относительно легко трансформируются в другие виды и сферы деятельности.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
1. Цель программы: Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
2. Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
6. Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
3. Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга», с дневным
пребыванием детей и подростков «Радужное Творчество» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Радужное творчество».
4. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
4. Основные формы реализации программы.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Радуга» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы «Радужное творчество» заложены разнообразные формы и методы.
5. Участники программы
1. Участниками программы «Радужное творчество» ЛОЛ «Радуга» являются учащиеся школы, будущие первоклассники, педагогические и медицинские работники.
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-15 лет.
3. Преимущество при зачислении в ЛОЛ «Радуга» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды.
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки и наличии медицинской справки.
5. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
6. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник лагеря:
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
разрабатывает авторскую программу ЛОЛ «Радуга»;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
- руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;
Воспитатель:
отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.
составляет план работы на смену и обеспечивает его реализацию;
составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
организует праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;
7. Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Радужное творчество»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Радужное творчество»;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смен:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
8. Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением Образования КГО
- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация пешеходных экскурсий;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
Спортивный праздник «Олимпийский игры» (открытие);
Соревнования по лёгкой атлетике;
- Спортивные эстафеты;
- Спортивный праздник «Олимпийский игры» (закрытие)
- Подвижные спортивные игры;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огонёк «Будем знакомы!»
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,
«Назовись».
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «Как беречь глаза?»;
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей ПЧ;
- Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора ПДН;
- Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь»
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры доврачебной помощи».
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Все мы отдыхающие!» (открытие 1 смены), «Самый, самый», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!» (закрытие 1 смены)
- Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;
- городские мероприятия: посещение - выставки в Копейском краеведческом музее, ДК «30 лет ВЛКСМ», Детской библиотеки, Цирка шапито, Парка аттракционов.
Работа по патриотическому развитию детей
- Экскурсия в выставочный зал школьного музея «БОЕВОЙ СЛАВЫ»;
- Беседа «Символика Российской Федерации»;
- Дискуссия «Природа моего края»;
- Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
- Спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования
на местности «Следопыты»;
- Конкурс рассказов – «Мой город – Копейск!»;
- Беседа «Животные на войне»;
- Посещение «АЛЛЕИ СЛАВЫ»
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам;
Аналитическая деятельность по работе программы «Радужное творчество»
- Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Радуга» (анкетирование родителей);
- Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения)
- Анализ городских и лагерных мероприятий;
- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- Анализ работы программы «Радужное творчество» в заключительный день работы ЛОЛ «Радуга»;
9. Ожидаемые результаты выполнения программы
деятельности лагеря:
- общее оздоровление детей.
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
чувство патриотизма;
уважение к родной природе.