Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Худякова Любовь Владимировна
Доклад
Управленческое содействие педагогическому
коллективу в подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся
Научный руководитель:
доцент кафедры педагогики и психологии
Кудинов Владимир Валерьевич
Одним из главных результатов деятельности педагогического коллектива общеобразовательного учреждения является проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Однако практика показывает, что педагоги общеобразовательного учреждения не всегда в полной мере готовы самостоятельно в течение учебного года вести планомерную подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Это подтверждает мысль о том, что подготовке педагогического коллектива к государственной (итоговой) аттестации учащихся необходимо оказывать управленческое содействие.
Содействие означает помощь и поддержку педагогу в достижении определенного результата в их деятельности, развитии педагога как профессионала.
Проведенная диагностика проблем педагогического коллектива при подготовке к государственной (итоговой) аттестации 2011 года и осуществленный самоанализ видения педагогами собственных трудностей в предэкзаменационный период позволили выявить следующие наиболее типичные профессиональные затруднения педагогов, которые отражены в - организации методической работы с педагогами;
- отборе содержания учебного материала;
- организации повторения пройденного материала к ГИА;
- недостаточном информировании педагогов в вопросах организации ГИА.
Поэтому проблема управленческого содействия педагогическому коллективу при подготовке к государственной (итоговой) аттестации весьма актуальна для данного общеобразовательного учреждения.
Проблема исследования заключается в том, каким образом должно осуществляться управленческое содействие педагогическому коллективу в подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся?
Таким образом, сформулируем тему нашего исследования «Управленческое содействие педагогическому коллективу в подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся».
Цель исследования - разработать методические рекомендации в организации управленческого содействия педагогическому коллективу в подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Объект
исследования -управленческое содействие педагогическому коллективу в
подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Предмет исследования - содержание управленческого содействия педагогическому коллективу при подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что управленческое содействие педагогическому коллективу при подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся будет эффективным если:
- изучить теорию управленческого содействия педагогическому коллективу;
- выявить возможные проблемы педагогов при подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся, проанализировать причины их возникновения;
- разработать методические рекомендации и практические аспекты подготовки педагогического коллектива к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Задачи исследования
1. Изучить литературу по проблеме управленческого
содействия педагогическому коллективу при подготовке к государственной
(итоговой) аттестации учащихся.
2. Проанализировать проблемы педагогического коллектива при подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
3. Разработать методические рекомендации и практические аспекты подготовки педагогического коллектива к проведению государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Глава I
Теоретические основы управленческого
содействия педагогическому коллективу в подготовке к государственной (итоговой)
аттестации учащихся
1.1. Управленческое содействие
педагогическому коллективу
Проблема управленческого содействия педагогическому коллективу общеобразовательного учреждения актуальна. Руководители должны выработать свою технологию управленческого содействия и применять в своей практике.
Теоретические основы управленческого содействия в работе рассмотрены с позиции доктора педагогических наук, профессора Серикова Геннадия Николаевича в его монографии «Управление образованием: Системная интерпретация».
Для успешного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников в общеобразовательном учреждении следует четко продумать управленческое содействие педагогическому коллективу:
- какие методические рекомендации следует разработать и внедрить в содержание деятельности педагогического коллектива;
1.2. Государственная (итоговая)
аттестация выпускников общеобразовательных учреждений
«Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений - это форма государственной оценки освоения выпускниками общеобразовательных программ основного общего образования.
Глава II. Управленческое содействие педагогическому коллективу МОУ ООШ № 38 Копейского городского округа в подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации
2.1. Реализация управленческого содействия
педагогическому коллективу в подготовке и проведении государственной (итоговой)
аттестации учащихся
В данной главе
раскрываются вопросы управленческого содействия педагогическому коллективу в подготовке к проведению государственной
(итоговой) аттестации выпускников.
Рассмотрим кадровое обеспечение образовательного учреждения в МОУ ООШ № 38 Копейского городского округа/
Таблица 2
Данные о педагогическом коллективе
Всего педагогов |
Высшая квалиф. категория |
% от общего кол-ва |
Первая квалиф. категория |
% от общего кол-ва |
Вторая квалиф. категория |
% от общего кол-ва |
35 |
18 |
51,4 |
14 |
40 |
3 |
8,6 |
Педагоги, чей предмет наиболее популярен среди выпускников
Всего педагогов |
Педагогов-предметников |
Количество педагогов, предмет которых популярен. |
% от общего количества педагогов-предметников |
35 |
20 |
12 |
60 |
Затруднения педагогов при подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся (результаты проведенной диагностики)
Затруднения |
Количество педагогов |
1. Недостаток в организации методического сопровождения 2. Отбор содержания учебного материала 3. Организация повторения пройденного учебного материала к ГИА 4. Недостаточное информирование педагогов в вопросах организации ГИА |
5 чел. (25%) 4 чел. (20%) 6 чел. (30%) 3 чел. (15 %) |
Каждый учебный год в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников стараюсь учесть проблемы и «уроки» предыдущей ГИА. При планировании организационно-методической и нормативно-инструктивной работы по подготовке к ГИА 2012 года разработала методические рекомендации:
1. Практические аспекты подготовки педагогического коллектива к проведению
государственной (итоговой) аттестации выпускников.
2. Методические рекомендации классным руководителям.
3. Направления работы классного руководителя с педагогами-предметниками.
4. Рекомендации педагогам для подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Для координации управленческого содействия педагогическому коллективу в подготовке к государственной (итоговой) аттестации, успешного проведения всего экзаменационного периода разработана программа общеобразовательного учреждения по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 2012 года.
Программа МОУООШ №
38 Копейского городского округа
по подготовке к государственной (итоговой)
аттестации
выпускников 2012 года.
Цель программы: создание условий для подготовки обучающихся образовательного учреждения к государственной (итоговой) аттестации.
Одной из задач по теме исследования в
программе отражена:
1. Развитие методической компетентности педагогического коллектива.
Содержание направлений деятельности
программы
1. Управление подготовкой образовательного
учреждения к ГИА 2012.
2. Информационная работа с педагогическим
коллективом.
3. Информационная работа с участниками
государственной (итоговой) аттестации
4. Информационная работа с родителями,
лицами их заменяющими
Этапы реализации программы
1 этап. Организационный (сентябрь-октябрь)
Цель: выявить уровень знаний обучающихся по предметам.
2 этап. Информационный (ноябрь-январь)
Цель: создание нормативно-правовой базы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников (документов федерального, регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения).
3 этап. Практический (январь-май)
Цель: провести тренировочные работы, организовать разноуровневое повторение с обучающимися по предметам сдачи экзамена в новой и традиционной формах.
4 этап. Аналитический (июнь)
Цель: проанализировать результаты проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательного учреждения.
Планируемый результат реализации
программы по теме исследования это - приобретение информационной компетентности,
методической грамотности педагогов, уверенности хороших результатов
обучающихся.
Для реализации программы составлен план подготовки МОУ ООШ № 38 Копейского городского округа к государственной (итоговой) аттестации выпускников 2012 года, содержание которого прилагается в работе.
Заключение
В ходе выполнения выпускной аттестационной работы была изучена литература по управленческому содействию педагогическому коллективу в подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
Проведенная диагностика в общеобразовательном учреждении выявила проблемы педагогов-предметников.
Поэтому результатами аттестационной работы по заявленной теме следует признать следующие продукты:
- Программа подготовки образовательного учреждения к государственной (итоговой) аттестации выпускников 2012 года.
- План подготовки МОУ ООШ № 38 Копейского городского округа к государственной (итоговой) аттестации выпускников 2012 года.
- Разработаны формы методической работы с педагогами-предметниками.
- Предложены практические аспекты подготовки педагогического коллектива к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников.
- Рекомендации педагогам для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Программа разработана на 2011-2012 учебный год, является краткосрочной по срокам реализации. По выполнению этапов реализации разработанная программа находится на практическом этапе (3 учебной четверти), итогами которой следует считать:
- проведение инструктивно-методического совещания с педагогами-предметниками по нормативно-правовым документам, регулирующим ГИА 2012 года;
- работу педагогов-предметников на городских методических предметных объединениях;
- проанализированы проведенные срезы знаний по программе, выявлены пробелы в знаниях учащихся для дальнейшей работы педагогам-предметникам с обучающимися на консультациях;
- отрабатываются технологии проведения экзаменов в новой форме;
- организовано повторение с обучающимися по предметам учебного плана;
- проведены инструкции о порядке экспертизы экзаменационных работ;
- педагоги-предметники обеспечены учебно-тренировочными материалами;
Подробный анализ реализации методических рекомендаций, разработанных в аттестационной работе будет проведен по завершению государственной (итоговой) аттестации выпускников 2012 года на итоговом педагогическом совете в июне месяце.